Каждое путешествие начинается с подготовки. У меня есть свой набор вещей, который я беру с собой, чтобы чувствовать себя комфортно в любых ситуациях. Этот набор стал результатом множества поездок, ошибок и уроков, которые я усвоил на своём пути.
А путь мой таков: путешествую по Японии с 2011 года по 2020 год на общественном транспорте (поезда, самолеты, такси, паромы и т.д.), в 2019 г. посетил Хоккайдо, посетив все 47 префектур.
А с 2020 года по сей день использую свое авто для путешествий, чтобы 2ой раз посетить все 47 префектур* Японии, т.к. это – абсолютно разный опыт путешествий, но постараюсь подытожить тут все.
*скорее всего на Окинаву на своем авто я не поплыву 😜, поэтому 2ой раз будет 46 префектур.
Если я буду писать названия каких-то брендов, это значит, что именно с ними мне получилось добиться комфорта или чего-то о чем я буду писать. Если названий брендов и моделей не будет – значит просто эта вещь как класс хороша. Даже бренды одежды, выбраны не просто так и я опишу причины далее.
Я постараюсь говорить от общего к частному и, естественно, я не говорю всем нужны все те вещи, которые я беру с собой или что я делаю в пути, я лишь делюсь своими впечатлениями и опытом со своим контекстом и стилем путешествий, а что из этого подойдет именно Вам – дело индивидуальное, поэтому просто буду писать про все и очень подробно.
0. На что я снимаю?
Собственно, прежде чем начинать что-то писать про вещи, которые я беру с собой в путешествие, нужно немного поговорить о том, без чего я не могу выехать в путешествие – мои камеры.
0.1. iPhonы.
Я снимал на iPhonы 5S, 7, 12 mini, 16 Pro, по прошествии времени могу сказать что съемка видео и фото на смартфон – лучший вариант для путешествий (кроме портретной съемки человека).
Единственно, что мне не хватало в моих iPhonах, это увеличенное фокусное расстояние (т.н. "зум", далее, для краткости, буду писать "зум"), поэтому когда мне нужен был зум, я использовал компакт камеры.
В 16Pro есть 2кратный и 5кратный зум с отличнейшей стабилизацией, поэтому если не нужно красиво делать портретное фото, iPhone (для фото и видео) или Pixel или любой другой качественный Android смартфон (для фото) – лучший вариант, на мой взгляд по соотношению компактности/удобства/качества фото/видео.
Перейдя на iPhone 16 Pro я полностью смог отказаться от моей любимой компакт камеры Panasonic LX 100, с которой я был аж с 2015-16 года! Есть RAW которого вполне достаточно, чтобы "вытягивать" некоторые моменты, а в целом, без всяких "вытягиваний" современный смартфон намного лучше справляется с темными и светлыми участками, т.к. в отличие от фотика, он делает кучу снимков и электроникой, делая HDR, где абсолютно все видно! Выглядит не очень естественно, не художественно, зато видно вообще все и для динамичных путешествий, где нет особо времени на делание 100 снимков 1-ого места, самое оно!
0.2. Компакт камеры.
0.2.1. SONY NEX5-R Kit 18-55.
В 2014 году взял SONY NEX5-R Kit 18-55, "китового" объектива хватало для большинства задач, кроме темных сцен. Минус для меня – хоть сама камера и компактная, но объективы громоздкие, от этого никак не деться. Если нужен зум, объектив будет в любом случае большим.
0.2.2. Panasonic Lumix LX100.
С 2015-16 года стал использовать Panasonic Lumix LX100 для путешествий.
В отличие от SONY NEX5-R и других компактных беззеркалок у камеры несъемный объектив, это как минус так и плюс, но я рассматривал как плюс, т.к. мне нужна была максимально компактная камера с максимальной светосилой и насколько можно большой матрицей, которая помещается в барсетку, но при этом максимальной возможное качество фото и видео в сценах, с недостаточной освещенностью, в особенности.
Да, всего 12 пикселей, но этого достаточно, если не печатать фото для настенной рекламы. 🙄
0.2.3. Sony Action Cam.
Раньше, в пешие путешествия (без своего авто) я брал с собой Sony Action Cam, однако, сейчас Sony Action уже не обновляет свои идеальные Sony Action Camы, поэтому я не могу посоветовать сейчас их брать, но в свое время они были лидерами рынка (для меня) без которых было немыслимо любое мое путешествие!
Однако, сейчас я переключился на путешествия на авто и там мне приглянулся другое вариант – DJI OSMO Pocket!
0.3. DJI OSMO Pocket.
Я купил DJI OSMO Pocket в 2019 году. Это – самая первая версия без широкоугольного объектива, поэтому советовать именно для съемок себя или для пеших путешествий, где нужен широкий угол, я бы не советовал, однако, для съемки из авто – идеальный вариант с его обычным "человеческим" углом съемки. Кажется, что человек смотрит с места пассажирского сиденья, если закрепить камеру на автомобильный солнцезащитный козырек с помощью такого крепежа, перевернув вверх ногами.
Стабилизатор там идеальнейший, т.к. камера сочетает в себе хорошее качество съемки и физическую хорошую стабилизацию.
Кстати, если хотите такую же, но с широким углом, просто берите не самую первую версию, далее они все с нормальным "блогерским" углом и все доработано.
До сих пор пользуюсь для съемок видео из авто, очень крутая штука – рекомендую!
0.3. А что на счет GoPro?
Я не знаю как можно более мягко выразиться, но GoPro – кусок калла.
Почему? Ну потому что она может не сохранить видеозапись, может вырубиться посреди записи, такие штуки начались уже давно и это никак не исправляется. Стало лучше, чем было, но все равно очень плохо. Они пионеры в мире экшен камер и из-за этого у них есть "фора", да и куча различных аксессуаров, но в сравнении с DJI, например, это прям откровенно плохо. Не было бы глюков, был бы отличным вариантом, т.к. там есть много интересных штук, которые упрощают жизнь, чего нет у конкуретнов. Все таки они задавали тренд экшен камер, потом это сделали Sony, а сейчас, наверное DJI? Точно не скажу, но после Sony я брал бы только DJI по качеству.
1. Вода.
Водоочиститель — это то, что всегда со мной. Я использую Brita, но не думаю, что он какой-то особенный, просто это именитый бренд в этой отрасли и у них хорошая эргономика.
В путешествиях особенно важно поддерживать водный баланс, и я предпочитаю быть готовым ко всему. «Заряжаю» воду в отеле и складываю в авто по 2-3 литра на человека, в зависимости от условий. Так же беру переносной фильтр-бутылку чтобы можно было «дозаправляться» по дороге водой, в случае чего.
Да и, честно говоря, хоть в отелях вода и питьевая, я все равно фильтрую все через фильтр и дома тоже фильтр, все только через фильтр.
1.2. Нужные вещи в летний период.
Когда я ездил на Сикоку, в сентябре, температура достигала 30+ градусов в тени, в легкую, добавьте к этому нереальную влажность (90%+) и солнечный/тепловой удар или обезвоживание не заставят себя ждать. Даже находясь, большую часть дня в авто с кондиционером, мне что-то поплохело от жары, т.к. волей-неволей нужно выходить на улицу, чтобы смотреть на все замечательные места, которые я и хотел посетить.
Так вот, решение всех проблем с жарой решается такими штуками. Справа налево:
1) Изотоник, который будет поддерживать электролитный баланс. Электролитный баланс — это необходимое организму количество жидкости, калия и натрия. В жару в Японии организм теряет много влаги, кровь густеет, а температура тела повышается. Электролиты помогают переносить кислород и питательные вещества, а также регулируют теплоотдачу. Даже небольшая потеря жидкости (2%+) может привести к обезвоживанию.
Изотоник нужно пить вместо воды, так как вода лишь поддерживает гидратацию, но не восстанавливает баланс электролитов. Изотоник компенсирует потерю калия, натрия и других минералов, улучшая работу сердца и мышц, а также способствуя лучшей терморегуляции.
Я пью обычно 2 компании: Otsuka OS1 и Aquarius ORS. Мне хватает 4 бутылок в день.
Можно найти аналоги дешевле, например, в AEON продаются по 159 иен...
... но в тех, что я покупаю, нет ничего лишнего, только то, что нужно. Но можете брать любые, как класс. Я лишь говорю, что выбрал для себя.
2) Я не использую особо, т.к. у меня холодильник в авто, но если путешествуете без авто с холодильником внутри, то это – Must Have штука! Это – охлаждающий гель-пакет. Его достаточно встряхнуть, и он моментально охлаждает. Используется для быстрого снижения температуры тела — достаточно приложить к подмышкам или шее, где проходят крупные сосуды, чтобы охладиться быстрее. Идеально подходит для жаркой погоды или после физической нагрузки.
3) Ну и последнее: Goreisan – это кампо – т.е. традиционная китайская медицина. Этот порошок используется для лечения симптомов на самой начальной стадии, связанных с перегревом, таких как головная боль, тошнота, и рвота. Оно эффективно при тепловых ударах и обезвоживании, а также может использоваться для восстановления водно-солевого баланса. Я его пью "на опережение" в жару когда путешествую, т.е. даже если нет симптомов, т.к. когда появятся симптомы – это уже поздно, т.к. организму плохо.
1.3. Нужные вещи в зимний период.
В зимний же период лучше запастись Кайро – это небольшие согревающие пакетики, которые работают за счёт химической реакции при контакте с воздухом.
Одноразовые кайро начинают нагреваться сразу после вскрытия упаковки и сохраняют тепло до 12 часов. Их удобно класть в карманы, обувь или приклеивать к одежде, чтобы согреться в холодную погоду.
Такие "согреватели" особенно популярны в Японии зимой и незаменимы для прогулок или путешествий в холодных регионах. Для путешествий советую одноразовые кайро из-за "долгоиграющего" эффекта.
2. Еда.
2.1. Еда в авто.
Мой главный источник пищи — комбини.
Комбини – круглосуточный магазин шаговой доступности. От продуктов питания до хозяйственных товаров – можно купить что угодно в любое время суток. Они есть почти по всей Японии, разве что на Окинаве их редко можно встретить и то, в черте г. Наха.
Есть много разнообразных комбини в т.ч. своих "региональных", но в основном это: 7-eleven, Family Mart и Lawson. Еще на островах, кроме Хоккайдо, есть Mini Stop, а на Хоккайдо нет Mini Stop, зато, наоборот, есть очень крутой – Seico Mart (только на Хоккайдо), где все относительно дешево и вкусно.
Также, я ориентируюсь на такие гипермаркеты вроде AEON (ИОН) и Coop (Копу), когда еду в отель, т.к. просто выбор кратно больше и есть время повыбирать продукты, т.к. уже закончил путешествие в этот день.
В любом комбини есть все для полноценного рациона. Мой 1 прем пищи выглядит так: 1-2 куриных яйца или, если не хочется чистить, очищенные перепелиные яйца 7-8 штук – отличный источник белка...
рыба Лосось...
или Хоккэ (Южный однопёрый терпуг) – источник белка. И та и та рыба греется в микроволновке в том же комбини, не отходя от кассы, в прямом смысле этого слова.
Дзару Соба (охлажденная гречневая лапша) – сложные углеводы.
Я частично заменяю яйца протеином, а вот в пути мыть протеиновые шейкеры – не самое приятное занятие, поэтому заменяю порцию протеина яйцами. Протеин же, пью в отеле.
В качестве клетчатки я использую вымытые и порубленые листья салата, а в отеле еще добавляю немного инулина в воду.
Если Вы пользуетесь ложками вилками, то для Вас самое оно будет – вилкаложка, но я пользуюсь только палочками уже много-много лет, поэтому у меня просто всегда имеется запас палочек в авто. Так что если пользуетесь палочками – какие-то особые наборы брать не нужно, все есть в магазах.
2.2. Еда в заведениях.
Если есть время поесть нормально, в заведении, то я предпочитаю дешевые конвейерые суши, вкусно и всегда собран 1 и тот же набор недорогой еды, которую я знаю.
3. Электроника и прочее.
3.1. Переходник с USB портами.
Из электроники беру блок с двумя USB-портами и тремя розетками, т.к. в зависимости от отеля и комнаты в отеле мне никогда не хватает розеток и USB, нужно в 1 месте зарядить: MacBook Pro, iPhone, DJI Osmo Pocket, Lumix LX100 и на все это нужны розетки и USB порты. Где найти? Нигде!
Приходится разбрасывать девайсы по всему номеру, чтобы за ночь все зарядилось. + не забываем еще про то что розетки нужны для бытовых приборов в номере по типу чайника, фена и т.д. А так, одним девайсом решаются вообще все проблемы с розетками и USB портами.
3.2. Кабели с магнитными коннекторами.
Магнитные разъемы для USB-C и Lightning. Раньше, у меня было кучу разных девайсов в разными портами и в этом случае отличным решением было брать с собой такие магнитные разъемы: на конце всегда USB Type A (который втыкается в мой переходник о котором я писал выше), а на другом конце, вне зависимости от порта девайса, подключается магнитом к самому девайсу, т.к. разъем становится унифицированным.
Ну и еще плюсом идет безопасность, как уже давно сделано на MacBook`ах, в случае чего, задел кабель и от "отстегивается" от девайса и не роняет все на своем пути, как это будет с привычным кабелем. Я взял такой кабель и для авто, т.к. он пропускает через себя мультимедийный сигнал, что редкость для такого типа кабеля, обычно магнитные кабели только заряжают, поэтому перед покупкой обязательно проверяйте данный параметр, если нужна не только зарядка.
На давнем стриме мне говорили, что такие кабели недолговечны и коннекторы быстро окисляются... ну что я могу сказать, 2+ года полета и никаких проблем не было, у меня за это время обычные кабели разваливаются, поэтому считаю что даже срок жизни в 2-3 года – вполне хороший показатель. Если сам телефон не погружать с магнитным коннектором в воду, но значимых окислений, влияющих на сигнал, у меня не происходило.
3.3. Беспроводная зарядка MagSafe.
Я использую комплект MagSafe с 3 катушками, чтобы одновременно заряжать несколько устройств, поддерживающих эту технологию. Бренд здесь не так важен, но есть один важный совет: обязательно выбирайте зарядное устройство с магнитной фиксацией. Это избавит вас от необходимости каждый раз точно выравнивать телефон на зарядке. Без этой функции есть риск, что телефон не зарядится за ночь, а, наоборот, разрядится, так как зарядка не будет подключена корректно.
Если подытожить зарядку, то я 1 пучком вытаскиваю этот MagSafe с магнитными USB коннекторами, выкладываю на стол все девайсы и разом в 1 месте заряжаю все: от MacBook до аксессуаров.
3.4. MacBook Pro.
Для путешествий на общественном транспорте я выбирал 14-дюймовые модели MacBook Air/Pro (разница в весе не сильно отличается, но для кому важен каждый грамм и не нужен слот для SD карт – берем Air).
15-дюймовый MacBook– слишком громоздкий и тяжёлый, особенно если вы путешествуете на общественном транспорте. Сейчас я пришел к оптимальному варианту – MacBook Pro 14" на M1, т.к. там есть слот для SD карточек, который мне нужен в путешествии, т.к. я использую DJI OSMO Pocket для записи видео из авто (а раньше еще использовал и LX100).
3.5. Облачное хранилище.
Во время путешествия видео файлы я загружаю в облачные хранилища, такие как Dropbox или Google Drive. Они меня выручали даже в те времена, когда пропускная способность и-нета была так себе (в Японии первоклассный частный и-нет, но в отелях и общественных местах он не очень), но за ночь, без сбоев, загружали сотни ГБ видео! iCloud от Apple не рекомендую — удалив файлы локально, вы потеряете их и в облаке. Это самое неудобное и неинтуитивное облачное хранилище.
А когда приезжаю домой, выгружаю видео с облака на локальный NAS (Network Attached Storage).
Фото я гружу в Amazon Photo, т.к. у меня там Amazon Prime, где включен безлимитный тариф на любые фото форматы любого размера (включая RAW форматы и Apple с их Live Photo!).
3.6. VPN.
Технология VPN (Virtual Private Network) нужна не только для обхода блокировок, но и для защиты ваших данных. Она помогает предотвратить взлом или перехват паролей и другой конфиденциальной информации, особенно при использовании общего или плохо защищённого Wi-Fi в отелях, кафе и других общественных местах. Используйте только платный и проверенный VPN, иначе это будет "шило на мыло".
3.7. Офлайн карты (Хоккайдо).
Если едите на Хоккайдо, то обязательно загружайте офлайн карты, т.к. там очень много дикой местности, где нет и-нета совсем. Я езжу на авто, поэтому использую навигацию от Honda, она работает и офлайн.
Если Вы не на авто, то берите
3.8. Оплата за отели.
Я понимаю, что может прозвучать странно, но именно после посещений 20+ отелей мою кредитку пытались хакнуть и купить за 1$ какой-то Line Gift. Такие небольшие тестовые транзакции (test purchases) часто используются злоумышленниками для проверки активности карты перед совершением более крупных операций. Это классический признак попытки мошенничества.
Вывод такой: некоторые отели плохо защищают свои платежные каналы, поэтому существует непризрачный риск утечки вашей карты.
Тут есть 3 выхода из ситуации:
- платить наличкой (что я крайне не люблю)
- использовать QR платежи вроде PayPay и Rakuten Pay (мой вариант)
- оплачивать заранее, на сайте Booking.com и т.д. (мой вариант)
4. Полезные аксессуары.
4.1. Hand Grip для телефона.
Зимой руки мерзнут, поэтому всегда ношу перчатки, однако при ношении перчаток, даже со специальным слоем для сенсора, все равно телефон дергается и просто неудобно фотографировать.
В связи с этим, я вожу с собой такой Hand Grip для телефона. У меня iPhone 16 Pro, но все равно специальная кнопка затвора спуска камеры находится не так удобно, поэтому при нажатии на нее, все равно происходит смещение фото, поэтому до сих пор использую такой Hand Grip. Перепробовал разные, но остановился на Shutter Grip от немецкой компании Just Mobile.
Наверху кнопка затвора как на фотоаппарате, очень удобно "щелкать". + можно использовать не только как Grip, а еще использовать как селфи палку и т.д. Также, удобно цеплять на него доп. оборудование в виде микрофонов и т.д. для блогов.
4.2. Сумка для мелких аксессуаров.
Чтобы акаксессуары не болтались по рюкзаку и не нужно было перерыскивать все сумки ради 1 кабеля я использую сумку для аксессуаров, чтобы все кабели были в 1 месте.
Я брал такую очень давным давно на алике, лет 15 назад. До сих пор жива, все нормально с ней.
4.3. Рюкзак Meizu Backpack.
Я использую его для путешествий по Японии с 2014 года и он настолько идеален, что когда эта модель уже вышла из продажи, я все равно нашел именно Meizu Backpack (
Из строя выходит верхний ободок "под кожу", если его интенсивно юзать как я, эта "фальшкожа" начинает "сыпаться" и много мусора после него остается, ну и так себе вид будет. Стоит сам рюкзак сущие копейки (около 2 500 иен), поэтому их можно менять хоть каждый месяц, но я поменял всего второй раз, по прошествии 10 лет.
4.4. Мини штатив.
Мини штатив весит около 100-200 грамм, но совсем ездить без штатива с фотоаппаратом (LX100) без стабилизации – затея глупая.
С iPhone 16 pro теперь мини штатив мне нужен разве что для съемок TimeLapse, но я их в последнее время не использую, поэтому не беру с собой.
5. Одежда.
В путешествиях я придерживаюсь луковичного принципа одежды — многослойность позволяет адаптироваться к любым погодным условиям.
5.1. Зимняя обувь.
По Сэндаю я хожу в обычных кроссовках, так как редко выхожу дальше порога дома или машины. Но для зимних путешествий я выбрал обувь Moon Boot.
Почему именно их? Потому что они мягкие и теплые!
Я специально искал информацию о том, чтобы подошва была мягкой. Зашёл в магазин, чтобы попробовать обувь одного бренда, название которого начинается на Colu… — в интернете писали, что у них самые мягкие подошвы. Ну да… ну да… Примерил и другие бренды, но у всех оказалась очень жёсткая подошва.
Я уже давно не ношу зимнюю обувь на постоянной основе, поэтому совершенно забыл, насколько она может быть жёсткой и неудобной. Раньше у меня были ботинки за $30, и, если честно, по ощущениям они мало отличались от других. Жёсткие везде. А вот Moon Boot — это совсем другой уровень.
Они мягкие, тёплые и отлично подходят для долгих прогулок зимой.
Эта компания изначально сделала ставку на инновационный дизайн, вдохновлённый космическими технологиями, в частности, дизайном ботинок астронавтов после высадки на Луну в 1969 году.
Со временем Moon Boot стали ассоциироваться с тёплой и комфортной зимней обувью, благодаря чему у бренда появились отличные технологии сохранения тепла.
Для примера: я ношу зимой термобелье + зимние штаны, но когда на мне Moon Boot, я прям сразу на улице ощущаю разницу температур. То есть все что выше этих сапог – чувствуется разница в холоде.
Чтобы Вы понимали насколько они мне зашли, у меня аж 2 одинаковые пары! Взял "про запас". 😁
5.2. Кросовки Nike Air серии.
Кросовки – только Nike серии Air, в этом году взял Max 270.
До этого, с 2018 года по сей день покупал другую модель – Nike Air Monarch. Они все хороши, тут нет каких-то сильно хороших или плохих Air, тут уже на вкус и цвет.
Почему именно они? У меня нет миниска и мне нужно, чтобы я ходил как по перьевой подушке, чтобы не было болей в коленном суставе. И я хочу сказать, что эти кроссовки насктолько хороши, что я даже со своим искалеченным суставом отлично прошел длинные дистанции и забирался на различные горы!
Не знаю, что делал бы без них. Есть куча "китайских аналогов", но у меня разрывались та самая Air подушка, через 2-3 месяца, максимум – полгода. Именно поэтому я смирился с тем, что в этом вопросе надо выбирать более дорогой, но проверенный бренд. На Nike у меня ни разу не ломалась эта Air прослойка. Кроссовки выходили из строя уже просто потому что изнашивались, а Air прослойке хоть бы хны!
5.3. Heat tech от Uniqlo в зимний период.
Heat tech от Uniqlo – отличная вещь, которая помогает сохранять тепло за счёт технологии удержания тепла и влаги. Но если вы, как и я, много потеете, то учтите, что ткань может не успевать высыхать, что создаёт дискомфорт и наборот будет работать в минус. Поэтому используйте её с осторожностью, особенно при активных нагрузках или если сильно потеете.
5.4. Кожаная мотокуртка.
Для мотоциклетных поездок я брал бы куртки от Kadoya или Kushitani.
Эти бренды предлагают качественные модели, подходящие как для улицы, так и для спорта.
У меня мотокуртка от Kadoya (Fennel-2). Ношу с января 2020 года! Я не мотоциклист, но когда учился ездить на мотике – эта куртка спасала от ударов об асфальт, проверено на мне. 😂 Хорошая толстая настоящая кожа, куртка очень увесистая, Made in Japan и Made in Korea, по крайней мере, когда я покупал, было так.
5.5. Сменка.
Про сменку я напишу в части 2, в продолжении ниже, но в 2 словах.
Однажды, меня окатила волна в Ниигате, бушевал жесткий тайфун, а я решил пойти на причал, где вода уже затопила его.
Результат: накрыло волной, думал, что смоет вообще, но уцелел (4:52 на видео ниже). 😬
Хоть это было летом, мокрая одежда быстро вызвала быстрое охлаждение всего тела. Пришлось ехать до ближайшего города, чтобы купить сухую одежду. С тех пор сменка всегда лежит в машине.
6. Остальное.
6.1. Колокольчик.
Для походов горы, лес и т.д., советую брать с собой колокольчик, чтобы отгонять животных в виде медведей, с которыми навряд ли, Вам захочется встретиться. На посте ниже, я встретил обезьян, но мог бы встретить и медведя.
https://telegra.ph/embed/telegram?url=https%3A%2F%2Ft.me%2Fvenaseraru%2F1126
Колокольчика у меня нет, но есть портативная колонка Anker 😄, на которой я врубаю музыку громко, чтобы не встретиться с мишками.
6.2. Спрей против клещей.
Я не буду рассказывать Вам про то, чтобы не схватить клеща, нужно одеваться так, чтобы все тело было закрыто в т.ч. и голова, но хочу сказать, что как минимум, идя в лес, пшыкайте себя специальными спреями против насекомых, в т.ч. клещей.
Для справки, оставлю карту заражений внизу, через переводчик можно понять все.
6.3. Антисептик.
Я беру с собой Pasteuriser77 (パストリーゼ) от Dover, потому что, в отличие от обычного алкоголя, его можно использовать для обеззараживания продуктов питания и поверхностей. Но тут на свой страх и риск, я гарантий никаких не даю! Он безопасен (так утверждает производитель) для обработки еды благодаря высокому содержанию спирта (77%) и добавлению экстракта зелёного чая, который снижает раздражающее воздействие. Это удобно для поддержания чистоты в поездках (и на кухне тоже 😬).
Тем не менее, важно понимать, что такие утверждения зависят от правильного использования. Например:
- Продукт следует наносить в минимальном количестве.
- После обработки еды стоит дать спирту испариться, чтобы минимизировать контакт с остатками.
- Он подходит для поверхностной обработки, но не для погружения или обильного нанесения на продукты.
6. Авто.
Мой автомобиль — это практически второй дом. Здесь тоже есть обязательный набор.
6.1. Навигация
6.1.1. Honda Connect по подписке ($).
Работает офлайн и даже без и-нет спокойно скажет где ты и куда ехать. Даже в тоннеле, с чем обычно не справляются мобильные приложения на телефонах в качестве навигатора. Исключение – платное Navtime и COCCHi о которых я расскажу далее.
Навигация даже показывает на какую полосу тебе ехать: на красную или на синюю.
На Хоккайдо я использовал только данный вид карт, никаких Google Maps и других онлайн карт, т.к. там просто очень много "дикой" территории без какого либо интернет покрытия.
Когда можно использовать?
Если у Вас Honda модельного ряда 2022 г. 〜 с мультимедией Honda Connect, то заплатив 550 иен в месяц, Вы получаете не только карты с онлайн навигацией, но и другие удаленные штуки с авто. На самом деле, даже бесплатно все онлайн функции навигации будут поддерживаться, но сами карты вернутся к заводским настройкам и будете ездить по необновленным картам.
6.1.2. Yahoo Car Navi.
Отличная замена штатному навигатору авто. Есть указатели скорости. Все подробно расписано что и где находится, использую, когда нет подписки на Honda, но надо ехать вне города (для города хватает Google Maps) куда-то далеко.
Из минусов: когда едешь в тоннеле или там, где нет и-нет связи, приложение полагается на и-нет без него не работает. Так еще и в тоннеле теряет свои координаты и не движется, что очень напрягает.
6.1.3. Google Maps.
Быстро можно сориентироваться на местности и в 1 клик построить маршрут из-за тесной интеграции с Гугл сервисами. Использую в черте города, удобнее всего использовать из-за тесной интеграции, все в 1 клик настраивается.
Из минусов: девиз Google Maps – "вижу цель, не вижу препятствий". Часто он не знает инфу о перекрытых дорогах и т.д. Я так 1 раз попал и мне пришлось объезжать и тратить кучу времени, в то время как Yahoo эту инфу знала. Также, он может завести Вас на грузовике по самым узким тропам, которые только есть.
Тоннель он хоть как-то "проходит", но очень криво определяет позицию и прыгает и дергается с места на место. Очень напряжно.
Для справки: Google Maps и не позиционирует себя как навигацию для авто, насколько я понял, поэтому я его использую только для "несерьезных" поездок по городу до кафешки и т.д. Для путешствий на дальняк оно не подойдет.
6.1.4. NAVITIME ($).
Если описать одним предложением, NAVITIME — это приложение, которое объединяет в себе лучшие функции Yahoo Car Navi и Google Maps. Там, где Yahoo Car Navi и Google Maps могут запутаться, например, не понимая, едете ли вы по скоростной дороге или обычной, NAVITIME всегда чётко определяет ваш маршрут.
NAVITIME показывает даже цены на бензин, когда вы проезжаете мимо автозаправочных станций. В туннелях приложение использует сенсоры телефона и примерно отслеживает ваше местоположение, даже если отсутствует интернет-соединение. Yahoo Car Navi также внедрили подобный функционал, но его точность пока оставляет желать лучшего, по крайней мере, по моему опыту.
Если зарегистрировать в приложении параметры своего автомобиля, NAVITIME будет учитывать ограничения на проезд по узким дорогам или маршрутам с ограничениями по габаритам, что особенно полезно владельцам больших автомобилей.
Приложение также завоевало популярность у байкеров, в том числе благодаря функции построения маршрутов, удобных для мотоциклистов. Если вы едете на мотоцикле, NAVITIME предложит маршруты, которые учитывают особенности двухколёсного транспорта, включая живописные дороги и остановки.
Кроме того, NAVITIME позволяет планировать поездки, комбинируя различные виды транспорта: поезда, автобусы, паромы и пешеходные маршруты. Эта универсальность делает его идеальным инструментом как для автомобилистов, так и для тех, кто путешествует без машины.
Особого внимания заслуживает функция расчёта стоимости поездки. Она включает стоимость платных дорог (ETC) (как и другие), топлива (у других такого функционала не встречал) и других расходов, помогая заранее спланировать бюджет. Благодаря регулярным обновлениям данных, NAVITIME остаётся одним из самых точных и надёжных приложений для навигации в Японии.
6.2. Автохолодильник.
Автомобильный холодильник (компрессорный) с функцией быстрой заморозки до -25 градусов — вещь незаменимая.
Раньше у меня был другой тип холодильника – термоэлектрический на 24 литра (бренд Terzo): он был раза в 2 дешевле и в разы тише, но замораживал посредственно, только относительно окружающей среды понижал температуру на заявленные 10 градусов.
Термоэлектрический холодильник меня устраивал полностью для моих задач, я однажды перевёз сырую рыбу на расстояние около 100 км, и она осталась в хорошем состоянии. Если не нужно замораживать более чем на 5-7 градусов ниже окружающей среды – то это идеальный вариант!
Сейчас я хочу более «морозящий» результат (хочу и минус иногда иметь), поэтому взял хороший компрессорный холодильник на 28 литров. Он громоздкий и тяжелый, т.к. куча места уходит под компрессор, но морозит и скорость заморозки… – мое почтение!
Для себя я нашел оптимальный объем холодильного пространства – 24-28 литров. По моему опыту этого достаточно чтобы вдоволь загрузиться всякими штуками из тех мест, где путешествовал. Если брать больше – даже в минивэне уже будет много места забираться под холодильник. Если меньше – то может что-то не влезть, поэтому остановился на таком объеме.
6.3. Незамерзайка.
Обязательно беру незамерзайку. Особенно зимой в Японии это критически важно. Из-за "щербетной" поверхности тающего снега стекло может загрязнить поверхность лобового стекла грязью от проезжающих машин или от машин едущих спереди и будет плохая видимость, отчего можно что-то пропустить, а это – непростительная вещь на дороге!
6.4. Генеральное обслуживание авто.
Перед большим путешествием никогда не делайте замену масел и прочих кардинальных действий. Понимаю, что это звучит контринтуитивно, но по факту у меня было такое что я поменял жидкость в коробке и поехал в путешествие, в дороге у меня начались какие-то странные звуки, а потом накрылась сама коробка.
Если бы жидкость не менял, она 100% бы проехала нормально то путешествие. Коробка бы также, сломалась, но в черте города, а не куча потраченых нервов в путешествии. Слава Богу, я коробка накрылась под самый конец. А звуки начинались с самого начала путешествия. От начала звуков до поломки прошло около 500-700 км.
6.5. Jump-Starter.
Ещё одна обязательная вещь — Jump-Starter.
Когда сядет аккумулятор и невозможно будет завести авто, можно подключить клеммы к стартеру и завести авто. Был случай, когда я остался в горах при -10 без работающего аккумулятора, т.к. врубил на выключенном двигателе 2 подогрева сидений! 🤣
Аккумулятор при минусе и таком расходе сел за несколько минут. Если бы у меня был Jump-Starter, я бы избежал пяти часов ожидания эвакуации и не отморозил бы себе ноги в ноль.
А еще, я использую его как питание для автохолодильника, когда в жару отхожу надолго от авто.
6.6. Сменка.
В зимние поездки я всегда беру тёплую одежду. Даже если кажется, что она не понадобится, она может спасти в критической ситуации (как в ситуации выше).
Однажды, меня окатила волна в Ниигате, бушевал жесткий тайфун, а я решил пойти на причал, где вода уже затопила его. Результат: накрыло волной, думал, что смоет вообще, но уцелел (4:52 на видео ниже). 😬
Хоть это было летом, мокрая одежда быстро вызвала быстрое охлаждение всего тела. Пришлось ехать до ближайшего города, чтобы купить сухую одежду. С тех пор сменка всегда лежит в машине.
И, буквально, недавно, летняя сменка спасла меня в путешествии на Сикоку. Я поднимался в гору и не знал, что будет так тяжко туда забираться, в жизни не обливался никогда таким количеством пота.
На вершине я уже был весь в поте, как будто ведром окатили. Вот фото для понимания.
Я не планировал туда идти пешком, т.к. там нет хорошо оборудованной дороги. Там просто крутая гора, камни и ... в общем очень сложно забираться, круче горы и неудобнее места я не припомню. Обычно, туда едут на авто или на шатл басе, а в этот раз, из-за камнепада, дорога была перекрыта и пришлось идти в обход, пешком!
Вернувшись в авто, я переоделся, но если бы сменки не было, то это был бы ад на земле. Т.к. без кондиционера жарко и душно, нечем было бы дышать, а с кондиционером было бы нереально холодно (см. историю выше, про Ниигату, я уже там испытал эти прелести кондея), а в те часы уже все магазины были закрыты, поздний вечер на дворе.
То есть в таком состоянии пришлось бы ехать до отеля около 100 км! В общем, сменка летом и доп. теплая одежда зимой очень выручает, поверьте! Пускай, эта одежда лучше не пригодится, но когда она критически важна, а ее нет – это очень-очень неприятно, поверьте человеку, которому сменка аж 3 раза спасало здоровье и мой комфорт. 😉
6.7. Запаска не нужна!
В Японии хорошее дорожное покрытие и никто на дорогах "не срет", поэтому шанс прокола минимален. А возить с собой колесо – будет занимать кучу ненужного места.
Ни разу не видел чтобы кто-то на дороге стоял из-за проколотого колеса.
Но если что – в каждом авто есть набор при проколе колеса, чтобы доехать до ближайшего места назначения для замены шины.
Я, например, этим заниматься не хочу, поэтому в моем случае, см. следующий пункт.
6.8. JAF или доп. страховка.
Если берете авто напрокат, то советую купить подписку JAF (
Я раньше имел подписку на JAF, но сейчас отменил. Почему? Потому что обычная дополнительная страховка (прим. автора: Каско и ОСАГО в РФ) покрывает все подобные штуки. Разница лишь в том, что JAF покрывает любое авто, на котором вы едите, а страховка, только застрахованное авто.
Т.е. если берете авто напрокат, лучше использовать JAF, если свое авто, то достаточно простой доп. страховки, которая и так нужна.
6.9. Авто в зимнее время.
6.9.1. Зимняя резина.
Нужна ли зимняя резина? Все сильно зависит от региона и горы это или нет и насколько высокие горы, тут очень много факторов, поэтому все очень индивидуально, но я живу в снежном регионе, у меня этот вопрос отпадает автоматически, но лучше в любом случае переобуваться на зиму, т.к. непонятно куда заведет Вас дорога. 😬
Ниже, показана карта "оледенения" и где наваливает много снега. Чем темнее, тем больше снега будет и там происходят такие вещи. См. видео ниже.
Источник:
6.9.2. Нестальные цепи и картонки.
Зимой я беру с собой нежелезные (пластиковые) цепи, хотя они ни разу мне не пригодились и не было даже намека на это. В случае внезапного ненастья или крутый оледенелых гор или застревания они могут выручить.
Также, беру с собой картонки, чтобы в случае застрявания подкладывать их под колеса, чтобы выехать. Тоже ни разу не пригодились.
6.9.3. 4WD: нужно ли?
У меня переднеприводный автомобиль и ни разу не было даже не намека на застревание хоть где-то. А я гонял по различным дорогам и регионам по обледенелым горам в 6%, и ничего, как-то ехал.
Полноприводный автомобиль — не обязательная вещь для поездок по Японии. Дороги здесь хорошо очищают, и только на Хоккайдо или в преф. Аомори зимой может возникнуть ситуация, когда без полного привода не обойтись и то, это смотря куда ехать.
Если подниматься специально не предназначенные для зимнего туризма места – то может и полноприводное авто поможет, но в основном это крайне редкие ситуации. В видео ниже, преф. Аомори, самый север, попал в дикий Whiteout, ничего, на 2WD нормально ехалось.
Обычно, снегоуборочные машины делают свое дело и дорога расчищена, а там где снега навалило столько, что не проехать, Вам просто не дадут поехать на такие участки дороги. Дорога просто будет перекрыта и проезда Вам не дадут другие авто, которые встанут "мертвым грузом".
Вывод такой: ездите зимой по главным дорогам и будет Вам счастье, а если ехать куда-то в объезд, чтобы побыстрее куда-то доехать, хотите проехаться по спальным районам, то можете встрять, если не авто со специально оборудованными колесами.
Ниже пример: 1 видео – просто Аомори, 2 видео – жилые кварталы, там куда ехать простому туристу не надо и не за чем.
Могут быть форс мажоры если вдруг нереально аномальное количество снега выпало, что службы не справляются.
На моей практике такого никогда не было, несколько раз видел по телеку, но про таком раскладе если не специально оборудованный внедорожник со специально подготовленной для глубокого снега резиной, то никакие 4WD там не спасут. И от такого форс мажора никуда не деться, это происходит редко и точечно, поэтому нет смысла гадать. Пример в видео ниже. Однако, в такой ситуации, другие авто перегородят Вам путь, так что в любом случае будете стоять. Как я показывал на карте выше, в эти регионы лучше не суваться, если не привыкли к такому.
6.9.4. Онлайн камеры.
Я использую дорожные он-лайн камеры если хочу понять обстановку на каком-либо участке дороги. Вообще, можно круглогодично использовать данные онлайн камеры, но я проверяю состояние дороги только когда есть "переходный период", например, еду в конце апреля на Хоккайдо, а в апреле еще есть снег, поэтому я проверяю можно ли ехать в путешествие на летней резине.
Дорожные онлайн камеры расположены по всей Японии и доступны абсолютно любому без смсок и регистрации. 😅
Вот пример:
А также, можно просто забить через переводчик "<Название префектуры> ライブカメラ " (лайв камера) и выбирайте любой подобны сайт на вкус и цвет.
Пример с преф. Аомори:
Если мы говорим про апрель-май и про октябрь-ноябрь на Хоккайдо, там непонятна дорожная обстановка со снегом, поэтому я использую прогноз оледенения дороги, вот на этом ресурсе:
Данный сервис работает с ноября по май. Подписка Standard стоит 100 иен в месяц, Pro – 288 иен в месяц. Я советую Pro, т.к. она нужна для того, чтобы заглядывать в более "дальние" прогнозы.
6.10. Штатив.
Также, в авто всегда лежит легкий штатитив. Почему штатив я добавил в раздел авто? Потому что если нет авто, то с ним путешествия превратятся в ад, поэтому он именно в этом разделе. Я его не использую в 99% случаев, но бывает нужен, если хочу использовать фотоаппарат Panasonic LX100 для видео, т.к. там нереально плохая стабилизация.
Сам штатив очень легкий и для фотографов-профи – это плохо, но для меня-путешественника-халтурщика 😅 – это хорошо, вес в случае чего я могу добавить рюкзаком и т д, для меня вообще штатив не критичен, из серии «пусть будет на всякий случай».
Заключение
Каждое путешествие уникально, но хороший набор вещей может сделать любое приключение комфортным. Я всегда стараюсь быть готовым ко всему, чтобы путешествия оставляли только приятные впечатления.