Скоростные поезда в Японии
Япония, без преувеличений, является самой технологичной страной в мире во многих отраслях. И скоростные поезда у них соответствующие. Называются они Синкансэн (新幹線), что можно перевести как: "Новая"←(新) "магистраль"←(幹線). Это т.н. "поезд-пуля", который за считанные часы преодолевает расстояние в сотни километров. Скоростные поезда в Японии считаются одними из быстрейших в мире и могут развивать скорость до 320км/ч (чуть позже мы подробнее на этом остановимся), что является выдающимся показателем по состоянию на 2013 год. Из-за очень вытянутых форм для лучшей обтекаемости, внешне поезда больше напоминают "футуристические крейсеры", чем транспорт 21 века. ;)
Поезда Синкансэн были запущены к открытию Олимпийских игр в Токио в 1964 году: первые поезда курсировали от Токио до Осака по линии "Токайдо" со скоростью чуть более 200 км/ч, что по тем временам было просто сумасшедшей скоростью.
Маршрут Синкансэна по линии "Токайдо" по сей день является самой перегруженной линией в мире. Еще 1 интересный факт: с момента открытия (т.е. с 1964 года) не произошло ни одной аварии, т.е. по сути, это очень безопасный вид транспорта!
Небольшая справка: Линия получила название "Токайдо" потому, что в древние века тракт "Токайдо" соединял две столицы - Эдо (ныне Токио) и Киото.
Когда я ехал по маршруту "Токайдо" из Токио до Осака и обратно, то я заметил насколько часто курсируют эти поезда: если в Германии, например, скоростные поезда класса ICE ходят каждые 2 часа (если не изменяет память), то поезда в Токио ходят каждые 20-30 минут. У нас в России так даже локальные электрички не ходят!
Синкансэн использует европейскую колею (1435 мм). Все Синкансэны электрифицированы. Стоимость билета от Токио до Осака на синкансэн составляет примерно 13 000 - 14 000 иен (126-136$) в одну сторону (детский примерно в 2 раза дешевле), что достаточно дорого, но все же это намного комфортабельнее самолета, т.к. синкасэн едет очень плавно и при достаточно больших поворотах корпуса это просто не ощутимо, да и удобнее по месторасположению: аэропорт находится на окраине, а вокзал - в центре. Обычно, авиакомпании держатся лишь на том, что стараются сделать авиабилет дешевле билета на поезд.
Кстати, купив билет на синкансэн, например, до Осака, у Вас будет возможность бесплатно ездить по центру (однократно), а если Вам надо до конечной станции - это все равно обойдется дешевле, т.к. стоимость "центра" (23 района Осака) уже включена билет Синкансэн, что очень приятно. С Токио та же самая ситуация: проезд по всем 23 специальным районам Токио (то бишь центр) обойдется Вам бесплатно, а вот проехав еще дальше нужно будет уже доплачивать.
Классификация поездов
Одним из основных производителей поездов Синкансэн являются компании Hitachi и Nippon Sharyo (яп. т.с.).
В Японии есть 3 основных типа маршрутов: Нодзоми (のぞみ), Хикари (ひかり) и Кодама (こだま).
Их отличие друг от друга состоит в скорости, количестве остановок, комфортабельности и стоимости, например:
Нодзоми (のぞみ) - что в переводе с японского означает "Надежда" - самый быстрый класс поездов, развивает скорость до 300-320 км/ч. Делает минимум остановок. Т.е. например, если ехать по маршруту "Токайдо", то он сделает только остановки в г. Токио, Иокогама, Нагоя, Киото и Осака, соответственно. Билеты самые дорогие и на поезда данного класса не распространяются какие-либо проездные билеты. От Токио до Осака доезжает примерно за 2 часа 20 минут.
Хикари (ひかり), в пер. с яп. "Сияние, свет" - более низкий класс поездов, которые делают значительно больше остановок и по скорости немного уступают вышеупомянутым (до 270км/ч). Я пользовался и тем и тем классом и могу сказать, что отличия не значительны - в поездах класса Хикари более крупные окна, нет розеток ну и чуть дольше по времени ехать. Билеты стоят немного дешевле, чем на Нодзоми. От Токио до Осака доезжает примерно за 2 часа 40 минут.
Кодама (こだま) - самые медленный класс поездов. Делают остановки на всех крупных станциях. В основном нужны для того, добраться до своей станции от более крупных вокзалов, где останавливаются Нозоми или Хикари. На расстоянии 540 км (Токио-Осака) тратит порядка 3 с хвостиком часов.
Также, есть и дополнительные маршруты:
Цубамэ (つばめ), что в переводе означает "Ласточка". Одни из самых быстрых и комфортабельных серий Синкансэн. Такие поезда обладают самыми передовыми технологиями вагоностроения. Курсируют по острову Кюсю.
Хаятэ (はやて), что можно перевести как "шторм". Маршруты Токио-Сэндай, Мориока или Хатинохэ. Аналог Нодзоми, т.к. является самым быстрым маршрутом на этом участке (всего 275км/ч). Преодолевает расстояние за 2,5 часа (до Хатинохэ - 3 часа).
Ямабико (やまびこ) - "эхо". Аналог Хикари на том же маршруте, что указан выше.
Сравнение японских скоростных поездов с другими странами
Я не специалист в поездах, но могу точно сказать, что самые близкие конкуренты, которые подобрались к Японии, это: Германия, Франция и Китай.
У Германии достаточно хорошие поезда (например ICE-3), но далеко не везде еще есть ж/д полотно позволяющее реализовать весь функционал немецких поездов. Есть небольшие участки со скоростью 330 км/ч, а так - 160-230 км/ч. Основные производители - Siemens AG и Bombardier. Уже давно в Германии идут споры о том, что нужно не колею улучшать, а заниматься прокладкой линий Маглев (магнитная левитация), т.к. за этим будущее, но в Германии во всем присутствует консерватизм, посему они все-таки улучшают ж/д колею.
У Франции с ж/д полотном дела обстоят лучше и из-за этого (опять же, я не специалист, это лишь предположение) тамошние поезда быстрее немецких. Опять же, 300 км/ч у них "честные", а не на бумаге.
Китайские выскоскоростные поезда - самые быстрые (на некоторых участках до 400 км/ч), однако меня лично настораживают проблемы с безопасностью, т.к. на моей памяти, относительно недавно, слетел с моста в речку высокоскоростной китайский поезд. Сами понимаете, не в скорости дело, если люди гибнут.
Будущее высокоскоростных поездов в Японии
Будущее высокоскоростных поездов, определенно, за технологией Maglev (magnetic levitation) - «магнитная левитация». В Японии чаще называют не "Maglev", а "Риниа-Ка" リニアーカー (Linear Car) из-за используемого линейного двигателя.
Сейчас в Японии уже провели все испытания и JR Tokai (Central Japan Railway Co.) займется постройкой линий Маглев, пока что, из собственного бюджета они могут выделить средства на постройку линии от Токио до Нагоя, планируется закончить этот отрезок к 2025 году, а уже ближе к 2040 годам обещают проложить и такие популярные маршруты, как Токио-Осака, где время поездки будет составлять не 138 минут (маршрут Нодзоми), как сейчас, а 67 минут.
Корпорации придется сильно похлопотать над новыми линиями, т.к. основной участок будет скорее всего прокладываться под землей из-за того, что шум при въезде в тоннель будет колоссальный и местные жители просто взбунтуются. :)
Уже сейчас можно прокатиться на тестовой версии поезда на коротком промежутке в префектуре Яманаси. На видео ниже можно посмотреть как это выглядит на данный момент.
http://www.youtube.com/watch?v=ze6nPTszNPU
Это все, что я хотел рассказать Вам о скоростных поездах Японии. Спасибо, что читаете нас. Если понравилось - ставим оценку внизу, комментируем и подписываемся на наши группы в соц. сетях, чтобы следить за новыми статьями.